Открытый мир GTA с каждой новой частью становится все более и более детализированным и правдоподобным, но он по-прежнему ведет себя как стереокартинка: стоит лишь на секунду отвлечься и потерять фокусировку, как магия «достоверности» исчезает – для этого даже красную пилюлю не надо глотать. 1) Вот всем знакомый «сбой Матрицы» – в одном переулке бедняцкого квартала припарковано аж пять Порше. Пламенный привет генератору случайных чисел! Хуже того – эти Порше как в старые добрые времена мистическим образом исчезают, стоит лишь повернуть за угол, а потом вернуться обратно.
А в соседнем переулке тихо покачивается на колесах грузовик без водителя. Почему покачивается? Элементарно, Ватсон – он ведь отреспаунился в 20 сантиметрах над асфальтом за секунду до того, как мы свернули на эту тихую улочку. Хорошо хоть это чудо самозарождения не произошло прямо у нас на глазах, как в San Andreas . А вот и знакомые пейзажи с деревьями из трех полигонов, которые лучше не рассматривать вблизи – не дай бог, потом приснятся!
2) Да, обидно до слез, но многие из старых болезней, которые мы списывали на немощь PS2, по-прежнему никуда не делись: возможностей даже next-gen-консолей все еще недостаточно для симуляции «по-взрослому». И любителям открытых миров пока придется уживаться бок о бок с целой кучей условностей. Да и бог с ними, с условностями.
Но как быть с AI, который и к четвертой части игры все еще не вышел из ясельного возраста? Здешние водители, даже таксисты и полицейские, до сих пор исповедуют лишь три стиля «пилотирования»: хрестоматийная «блондинка за рулем», бешеный стритрейсер и дачник на пенсии. Особенно умиляет игра «в шашки» в плотном потоке на мосту, когда 3-4 машины из левого ряда разом перепрыгивают в правый, а из правого симметричное количество идиотов перестраивается в левый. Все это, еще раз напоминаем, одновременно.
3) Еще печальнее наблюдать, как пошли под нож интересные наработки Vice City и San Andreas. Самолеты, прыжки с парашютом, радиоуправляемые модельки, гаражи, покупка недвижимости, борьба за контроль над территориями,
RPG-вкрапления в геймплей и даже «барбизация» главгероя при помощи кучи шмоток, татуировок и причесок – одним словом, «все, что нажито непосильным трудом».
Осталось лишь три различных магазина с одеждой, да четыре квартирки, перед которыми можно сохранять по две тачки. Первую хату, кстати, спалят почти в самом начале, эскузи муа за спойлер. Да, особо в этом недружелюбном городе не разгонишься… Глупый и наивный оптимизм нашептывает, что Rockstar так поступила специально, чтобы передать атмосферу отчужденности, которая давит на вновь прибывших в мир Американской Мечты. Но злобный здравый смысл подсказывает, что да – специально, но исключительно из меркантильных соображений.
PS3 и Xbox 360 переживут еще не одну часть GTA – надо же что-то зарезервировать для продолжений и add-on’ов.